Сепира-Уорфа гипотеза
(Sapir-Whorf hypothesis), психолингвистическая концепция, согласно к-рой структура языка определяет структуру мышления и способ познания мира. В подтверждение этой гипотезы ссылаются на структурные факторы языка, напр., временные формы глагола, или внешне более очевидные факторы языка, напр., его словарный состав. Теория названа по имени амер. этнографа и лингвиста Эдуарда Сепира (1884-1939) и его ученика Бенджамина Ли Уорфа (1897-1941), к-рый разработал ее наиб. радикальную версию, изучая языки амер. индейцев (Язык, мысль и действительность, 1956). Уорф анализирует в осн. лексику цвета, поскольку языки отличаются кол-вом словарных обозначений цветов и их оттенков. Мало вероятно, чтобы на это мог повлиять специфический подбор цветов, но вместе с тем нет никаких доводов в пользу того, что небогатая цветовая лексика сама по себе была способна вызвать столь глубокие различия. Идея о том, что язык влияет на мышление, послужила предметом острых дискуссий среди педагогов и детских психологов: в ее пользу высказывался Лев Выготский (1896-1934), а против - Пиаже. Менее радикальная версия гипотезы сводится к утверждению, что диалекты, или низкая речь, способны уменьшить способности говорящего мыслить и поддерживать адекватное общение. Еще один пример С.-У.г. - философия Витгенштейна.